Теоретические методы

символы

Гипотеза Фр. ВестбергаЛогия Sampaxdj, о полной несостоятельности которой см.: Ильинский Г. А. Указ. соч. C. 174.

Казалось, гипотеза Фр. Вестберга была опрокинута12. Однако по существу несостоятельной оказалась лишь его аргументация, а не гипотеза в целом. Действительно, по Эльдаду, река Самбатион протекала в земле Куш, и, стало быть, в Африке. Но не один Эльдад писал о реке с таким названием. Мало того, он писал о ней не первый. И наконец, что важнее всего, река Самбатион была рекой мифической, легендарной, так же как легендой были и десять колен Израилевых, земли которых она окружала. Прежде чем га-Дани написал об этой реке в IX в., о ней уже имелись упоминания на латинском, греческом, сирийском, а может быть, и на других языках. Были такие известия и на еврейском языке. Именно на почве еврейского языка и еврейской словесности сообщение о реке Самбати-он превратилось в легенду и связалось с легендой об исчезнувших коленах Из-раилевых.

Но, чтобы пойти дальше, нужно поподробнее разобрать легенду о реке Самба-тион. Самое раннее сохранившееся сообщение о ней находится в знаменитой Historia naturalis Плиния Старшего (XXXI, 2 (18)). Говоря о реках, которые периодически пересыхают, Плиний говорит между прочим, что «in India rivus Sabbatis omnibus siccatur»13. Следующее по времени известие о реке Самбатион принадлежит не менее известному автору — Иосифу Флавию, еврею и историку еврейского народа. Иосиф упоминает о реке Самбатион в седьмой книге своей «Иудейской войны» (5, § 1). «По дороге он (кесарь Тит. — А. А.) видел реку, чья природа заслуживает описания. Она протекает между Аркеей в царстве Агриппы и Рафанеей и имеет удивительную особенность. Когда она течет, то, будучи полноводна, в течении она не медленна, потом же вдруг пропадает от самых истоков на шесть дней и являет собой вид сухого места. Затем, на седьмой день, словно ничего не произошло, становится сама собою, и всегда наблюдалось что она сохраняет все точно в таком же порядке. Потому-то и назвали ее Савватикон (SappaTikEv) по священному у иудеев седьмому дню (недели), который называется так же»14.

Из этого сообщения следует сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, по Иосифу, Самбатион протекает не в Африке, а в восточной Сирии, и, стало быть, закрепленность этой реки за Африкой не столь уж тверда. Правда, на не столь далекий от Сирии Аравийский полуостров распространялось иногда название Африки и даже Эфиопии15 (что особенно важно, так как, по Эльдаду, наша река находилась не просто в Африке, а в земле Куш, т.