Теоретические методы

символы

Варварская конница и пехотаВарварская конница и пехота опустошили область топарха и разрушили стены главного города, но топар-ху удалось отбить неприятелей и до некоторой степени восстановить укрепления. Пользуясь наступившим перерывом, он стал деятельно готовиться к войне и, отправив вестников к своим «сторонникам», собрал их «лучших людей» на совет, чтобы решить, у каких государей искать помощи против варваров. Собравшиеся лучшие люди «либо потому, что никогда не были причастны к царскому благорасположению и пренебрегали более греческими порядками, а более всего домогались автономии; либо потому, что они были соседями с государем, царствующим на севере от Истра, могучим многочисленным войском и гордым боевою силою, а от тамошних нравов они не были отличны в своем образе жизни, — они постановили заключить с ними договор и передаться, причем все сообща подали голос, чтобы и я совершил таковое». Топарх отправился к северному государю и легко убедил его оказать готам помощь. Владыка севера, сочтя этот вопрос очень важным, вернул топарху власть над «климатами», подарил еще целую сатрапию и определил ему большие доходы в своей земле. С большими опасностями, через неприятельскую землю пустился топарх в обратный путь. На этом документ обрывается. При описании бури, застигшей посольство на возвратном пути, записка упоминает, что в то время «Сатурн как раз находился в начале своего прохождения через Водолея, в то время, как солнце пробегало зимние знаки». Благодаря этому астрономическому указанию удалось точно установить, что описанный случай имел место около начала января 962 года6.

Во всем источнике ни разу не упоминаются имена тех племен, которые участвуют в описанных событиях. Кроме крымских готов, здесь выступают еще четыре народа. В «варварах», нападавших на крымские «климаты», почти все исследователи соглашаются видеть хазар. Государь, «царствующий на север от Истра (Дуная), могучий многочисленным войском и гордый боевою силою», для посещения которого нужно переправляться через Днепр, — Святослав. Третьи участники событий — не симпатизирующие грекам, независимые соседи крымских готов, родственные обычаями и образом жизни с подданными Святослава, — могут быть только какими-то русскими, не входившими в состав Киевской Руси. Наконец, последних «неприятелей», через землю которых топарх должен был возвращаться из Киева в Крым, по-видимому, нужно считать печенегами.