Поскольку реку Самбати-он стали связывать с исчезнувшими десятью коленами, которые якобы проживают на территории, окруженной этой рекой20, то ее приурочивали к тому месту, где предполагали найти пропавших израильтян. Всякий географический регион, подозреваемый на предмет присутствия в нем десяти колен, должен был иметь свою реку Самбатион.
Поскольку Хазария не меньше других стран заслуживала того, чтобы именно ее считали прибежищем десяти колен, то, вполне естественно, река Самбатион имелась и в Хазарии. Самым красноречивым образом это подтверждается словами Исаака Акриша, испанского еврейского писателя и компилятора XVI в., сказанными в его предисловии к константинопольской editio princeps (1577) знаменитой еврейско-хазарской переписки Х в. (в скобках даны примечания переводчика П. К. Коковцова): «…места проживания их (10 колен) находятся: по одним — близ реки Саббатиона, по другим — дальше реки Саббатиона, потому что так написано в Раббот (то есть в Берешит Рабба), по другим — за царством Тема-на (южная Аравия), внутри (Аравии), по другим — позади реки Гозана, как это указывает р. Вениамин в своих «Странствиях» (еврейский путешественник XII в.), и точно так же написано в Книге Царей, что их увел Сеннахирим (I Цар. 17 : 6, 18 : 1121), по другим — они живут у подошвы Гор Мрака (Кавказа), как сообщает Бен-Горион в своей книге, рассказывая истории Александра Македонского (речь идет о книге «Иосипон»). Некоторые же говорят, что они находятся за царством Хабеша (Абиссиния), поблизости от Преште-Гуване (то есть государства «пресвитера Иоанна»)»22. Не менее красноречива в интересующем нас смысле и концовка этого предисловия: «И вот что сказал пророк Исайя в 49 главе (8—9): Так говорит Господь, в день благоволения Я отвечу тебе. говоря заключенным «выходите» — здесь разумеются заключенные узами реки Саббатиона: — «тем которые во мраке: покажитесь» — здесь разумеются заключенные в Горах Мрака»23.