Теоретические методы

символы

Распространения культа субботы в языческой среде1. В рассматриваемое время в Танаисе существовала община поклонников «синкретического» культа «Бога Высочайшего» 0e6j Yyiotoj, среди которых были носители имен типа SampaSirov, и в то же время в общине были люди с достоверно еврейскими именами, например ‘A^apirov (евр. ГР1Т!7).

2. Имена типа SampaSicov встречаются в европейской, в частности в римской, пиграфике, причем иногда в контекстах, исключающих принадлежность их владельцев к иудаизму.

3. В египетских папирусах упоминается фригийская рабыня по имени SampaTij.

4. В лидийской Фиатире отмечен топоним SampaSeTov, который в действительности обозначает синагогу, ср. oappaSeTov у Иосифа Флавия (antt. 16, 164).

5. В надписях из Киликии упоминается культ бога SappatioThj’a с некоторыми чертами иудаизма.

6. В надписи из Лидии встречается имя божества SapaSiKOj.

7. На Мичиганском остраконе имя SAMBA0IS открывает список божеств.

8. В Навкратии времен Августа упоминается ouvoSoj SampaSiK^, при том что египетские ouvoSoi назывались обычно именами божеств.

Все эти факты осторожно истолковываются Чериковером как свидетельства распространения культа субботы в языческой среде (ср. свидетельства Иосифа Флавия, с. Ар. 2.282, Филона, vita Mosis 2.17, Ювенала, Sat. 14.96 слл., Горация, Sat.1.9.68 слл., Тертуллиана, ad. nat. 1.13) как культа особенного дня, дня отдыха. Особая роль в сложении этого культа отводится сивилле Самбате (SampdSh / Samp3&h, конечно, из SappdSh) «еврейской» (или «халдейской», называемой, впрочем, также персидской, египетской, вавилонской и эритрейской), сивилле, соединившей в себе черты своих предшественниц, более древних, более «классически» почитаемых сивилл, и специфически еврейскому пониманию субботы61.