Ближайшая причастность волхвов к культу земли дает себя знать и в остальных летописных о них известиях. При отмеченном уже выше отождествлении в основе этого культа породительных процессов и актов из жизни земли и из жизни человека естественно ожидать, что волхвам, наряду с «родовспомогательной» магией в отношении земли, знакома была и родовспомогательная магия в собственном смысле. Действительно, как раз о такой магии узнаем из известия под 1044 г. о рождении князя Всеслава: «В се же лето умре Брячислав, и Всеслав, сын его, седе на столе его, его же роди мати от волхвованья, матери бо родивши его, бысть ему язва на главе его, рекоша бо волсви матери его: «се язвено навяжи на нь, да носить е до живота своего», еже носить Всеслав, — добавляет летописец-современник, — и до сего дне на собе; сего ради немилостив есть на кровопролитие» (Лаврентьевско-Ипатьевская). Волхвам приписывается, как видим, не только надетый на Всеслава при рождении науз, но и самое зачатие его матерью, что отразилось, с другой стороны, в былине о Волхе Всеславиче, где упомянутому летописью волшебному зачатию явно придан оттенок хтонический, как зачатию через прикосновение змея, одного из фаллических символов как раз в хтониче-ских культах древности27.
По саду по зеленому ходила-гуляла
Молода княжна Марфа Всеславьевна,
Она с каменю скочила на лютова на змея.
Обвивается лютой змей около чобота-зелен сафьян.
Около чюлочика шелкова
Хоботом бьет по белу стегну.
А в та поры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила…
Подрожала сыра-земля28.
27
См.: Вячеслав Иванов. Дионис и Прадионисийство. Баку, 1923.
28 См.: Сборник Кирши Данилова. СПб., 1901, с. 16.
29 См.: AL Dietrich. Mutter Erde, S. 106.
30 Н. М. Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. I, с. 179.
Прямо о «змее» и о земле говорит еще одно летописное известие о волхве — под 1091 г.: «В се же лето Всеволоду ловы деющю звериныя за Вышгородом, заметавшим тенета и кличаном кликнувшим, спаде превелик змий от небесе и ужасошася вси людье. В се же время земля стукну, яко мнози слышаша. В се же лето волхв явися Ростове, иже вскоре погыбе» (Лаврентьевско-Ипатьевская).