Святом, то сам выбор этой реки для крещения был не случаен: у Владимира, очевидно, были основания усматривать связь Почайны с Иорданом.
«История географии, — писал некогда А. Шлёцер, — наука, неизвестная древним, — дала бесчисленное множество примеров того, как складываются и изменяются легенды вокруг географических понятий»57. Случай со второстепенным и забытым названием Киева как раз из числа этих примеров.
Гипотетичность предложенного объяснения заставляет исследовать более широкий контекст функционирования слов типа Sampatdj / SampaSicov. Предварительная работа в этом направлении проделана А. Чериковером в связи с изучением распространения в египетских папирусах I—II вв. еврейского имени SampaSirov (м. р.) / SampdSiov (ж. р.)58, восходящего к евр. «ЛЬЕ? (Шабтай, Шабба-тай, Саббатай), в эллинизированной форме — SappaSaioj59. В определенный момент (приблизительно с эпохи Августа) это имя становится популярным в «коренной» египетской среде, причем настолько, что автор рассматривает это как важный демографический феномен и посвящает Самбатионам целый раздел своей книги. Интересно, что при традиционно отрицательном отношении неевреев к заимствованию еврейских имен — тезис, неоднократно повторяемый Чери-ковером, — и при том, что египтяне в указанный период явно следовали этому правилу, как раз имена типа SampaSirov оказывались исключением, и, как можно заключить из материалов, собранных Чериковером, они служили знаком квазипрозелитизма, сочувствия иудаизму, а их владельцы могли бы быть причислены к разряду «боящихся (чтущих) Бога» — (popoumevoi (oepomevoi) T6V Seov, metuen-tes, ГПГР «XT’. Чериковер попытался осмыслить данные папирусов на фоне функционирования имен этого типа в Средиземноморье I—IV вв. Свои наблюдения он свел в следующие восемь групп.