Sampatdj — Киев ко времени Константина Багрянородного находился в сфере политического и культурного влияния иудаизированной Хазарии. В нем имелось еврейское поселение и еврейская религиозная община—Ь1**р Ъ> 1пр, как называет ее «Киевское письмо» (до 920 г.78). В общину среди прочих входили люди с нееврейскими именами (MNS, MNR), с именами еврейского происхождения, но не из нормального еврейского именослова (Hanukkah, Sinai), с нееврейскими именами, но в сочетании с титулами, предполагающими еврейское происхождение (KYBR Kohen), с нееврейскими именами, но с еврейскими «отчествами» (QWFYN bar Yosef), с еврейскими именами, но нееврейскими прозвищами («Yehuda, называемый SWRTH»78). В хазарско-еврейском именослове встречаются имена Песах (П02) и Ханукка (ПЭЗП), то есть именования по названиям праздников Пасхи и Ханукки соответственно. Будучи образованы от названия праздничного дня, эти имена типологически тождественны Самбатиону / Шаббатаю, ср. еще имена Хаг-гай от ПП ‘праздник’ (греч. калька ‘EopraToj), Jomtof (от niU Oi*> ‘добрый день’), Пурим (женское татское имя от праздника Пурима80). Неестественно поэтому было бы рассматривать Sampatdj в кругу средиземноморских Sampa9{юv’ов и видеть в этом топониме знак распространения иудаизма в западных пределах Хазарии, какое бы из двух объяснений Sampatdj’а ни подтвердилось в дальнейшем — связь с Самбатионом-рекой или связь с Самбатионом-синагогой.
Вопрос об отношениях Руси на заре ее исторического существования с Востоком в последнее время все сильнее привлекает внимание историков русской культуры. В этом вопросе приходится прежде всего считаться с той ролью, которую играла в жизни древней Руси ее юго-восточная соседка, Хазария, носительница еще очень слабо изученной, но, несомненно, весьма любопытной цивилизации, возникшей из соединения элементов кочевнической — тюркской — культуры с традициями византийскими, иранскими, арабскими и, особенно, еврейскими. Нужно признаться, что в области изучения русско-хазарских отношений мы ходим еще в потемках: внешнеполитической стороной этих отношений ученые интересовались мало, а для исследования культурного взаимодействия Руси и хазар почти совсем ничего не сделано, если не считать лишь нескольких догадок1.
Печатается по изд.: Seminarium Kondakovianum. Recueil d’etudes. Archeologie. Histoire de l’art. Etudes byzantines. VI. Praha, 1933. С.