Теоретические методы

символы

Первые основы государственности1 Как пример такой, ничем не аргументированной, гипотезы позволю себе привести утверждение В. Пархоменко, якобы ролью хазарского капитала «в значительной мере обусловливался весь строй Киевского государства с его ростовщичеством, рабовладением, беспощадным отношением власти и верхов социальной лестницы к народным массам — смердам и эксплуатацией их, с отчужденностью власти от населения и т. п. Этот капитал, интернациональный по существу и испытывавший время от времени национальную модификацию, не мог создать национального государства, и неудивительно, что Киевская держава была так плохо спаяна, так непрочно стояла и так легко пала под ударами татар, литовцев и поляков» (В. Пархоменко, Киевская Русь и Хазария. Slavia VI, 1927—28, с. 387). С одинаковым правом, т. е. столь же бездоказательно, можно было бы высказать это утверждение о роли, скажем, печенежского, а, во всяком случае, с большим правом о значении греческого или варяжского капитала. При отсутствии достаточных предварительных знаний об экономической конструкции хазарского быта, во-первых, и о внешней стороне русско-хазарских связей, во-вторых, высказывание утверждений вроде приведенного нужно считать еще преждевременным.

Однако нельзя спорить против того, что именно Хазария положила первые основы государственности среди восточных славян в южной России. Вспомним, что уже первые страницы начальной летописи относят начало хазарской власти над Киевом к легендарной древности (по смерти основателей города — Кия, Щека и Хорива); что исторический рассказ летописи о начале русской земли под первым своим, 859 годом начинается с упоминания о разделении Восточной Европы на две политические области: северную, платящую дань варягам, и южную, подчиненную хазарам; что одно из древнейших произведений русской письменности наделяет киевского князя Владимира титулом кагана; что в середине Х века Киев еще был известен в Византии под своим хазарским именем «Самбат» (т. е.