Теоретические методы

символы

ДобрыняИ поехали оне к городу ко Киеву, Не доехавши оне до Сафат-реки, Становились на лугах на зеленыех,

Расставили тут два бела шатра,

Что изволил Алёша опочив держать,

Сам ложился в свой шатер опочив держать37.

В Сафат-реке Добрыня Никитич борется со Змеем-Горынчищем. В начале былины Добрыня просит благословения у своей матери:

Пусти меня, матушка, купатися, Купатися на Сафат-реку.

Добрынина мать, «многоразумная вдова», предупреждает богатыря:

Пойдешь ты, Добрыня, на Израй на реку,

В Израе-реке станешь купатися —

Израй-река быстрая,

А быстрая он, сердитая:

Не плавай, Добрыня, за перву струю,

Не плавай ты, Никитич, за другу струю38.

Богатырь, конечно, заплывает за вторую «струю», «а третья струя подхватила молодца, унесла в пещеры белокаменны». Здесь Добрыня побеждает Горынчи-ща и после этого спокойно плывет по реке, тогда как поначалу входит в нее довольно опасливо. Река Сафат—Израй по этой былине — также расположена вблизи Киева. В вариантах былины она выступает под именем Пучай39, что может быть связано с киевской Почайной. В былине «Илья ездил с Добрынею» имеется другое синонимическое название реки — Черега40: на Череге (= «матушке Сафат-реке») Добрыня убивает бабу Горынинку, что как будто лишний раз указывает на родство Череги и Израй-реки. С другой стороны, Черега-река находится опять-таки неподалеку от Киева, на «государевом займище» князя Владимира (былина «Чурила Пленкович», в других вариантах былины реки называются Почай-река или Сарога41); «сорок калик со каликою» встречаются с князем Владимиром на берегу Череги на пути в Иерусалим: