Теоретические методы

символы

Священническая службаИз приведенных соображений следует, что появление имен типа SampaSicov в средиземноморских (в широком смысле) текстах I—IV вв. в качестве топонимов, антропонимов, культовых терминов и т. д. можно понимать не только как знак сочувствия иудаизму. В этих случаях, по-видимому, вполне можно говорить и о прозелитизме и, далее, собственно об иудаизме, главным образом, в аспекте распространения еврейской диаспоры на нетрадиционных территориях. «Догмат субботы» (соблюдение субботы — это единственная ритуальная обязанность, упомянутая в Декалоге) и то новое значение, которое синагога-oappaSeTov получила после разрушения иерусалимского Храма в 70 г., объясняют актуализацию этих имен в рассматриваемый период и далее. С другой стороны, согласно исключительно интересным наблюдениям С. Хенига, в период до падения Храма синагога (bet-haknesset) как культовое учреждение, как дом молитвы зафиксирована только в Галилее и городах диаспоры. Это связано с тем, что в Иудее нормальным местом молитвы был либо иерусалимский Храм, где совершался ЮЮО, мишмар, «блюдение», священническая служба, культивируемая священническо-саддукей-скими кругами, либо ЛПОУО, маамадот, «стояния», совершавшиеся собранием «мужей стояния», то есть лаически-демократическим населением городов Иудеи. «Стояния» были богослужебной формой, практиковавшейся фарисеями, и происходили на «городской площади» ЬЛГ, традиционном месте сбора горожан, приобретшем священный характер задолго до того, как иерусалимский Храм в результате борьбы локалистских и централистских тенденций в религии Израиля стал единственным официальным святилищем (собственно, сочетание мишмара и маамодота было формой компромисса между централизмом и локализмом). Таких мест, естественно, не могло быть в новооснованных городах Иудеи и в городах за ее пределами, то есть именно в Галилее и в диаспоре, и функции места для молитвенного собрания взял на себя bet-haknesset, получавший в языках мало-азийских, египетских, италийских, балканских и прочих «средиземноморских» евреев названия типа ouvayoyf, ppooeucf, oappaSeTov и, возможно, другие77.