Теоретические методы

символы

Былины об Алеше ПоповичеВ статье Г. А. Ильинского в разряд «еврейских» этимологий SampaTdj отнесено предположение А. Н. Веселовского о том, что с этим названием Киева связано название былинной Сафат-реки. А. Н. Веселовский сам проделал разбор некоторых гипотез происхождения Константинова названия Киева и отметил неизбежную гадательность и даже фантастичность связанных с этой проблемой предположений. «И так как одна фантазия вызывает другую, — пишет А. Н. Веселов-ский, — я почти вправе спросить: не связана ли с Самватом наша былинная Са-фат — или Салфа-река, на которой Илья бьется с сыном, Алеша Попович поражает Тугарина и погибают русские богатыри? В Сафате иные видели искажение Евфрата, другие — созвучие с Иосафатовой долиной Св. Писания. Созвучие или осмысление, в основе могло лежать какое-нибудь местное название, давшее повод

Помимо того что русские богатыри бьются на берегу Сафат-реки, с ней связаны еще некоторые интересные подробности. Об Илье Муромце, например, сообщается, что

Он пошёл гулять по Салфе реке, По салфецкому крутому бережку; Выезжал Илья на высок бугор, На высок бугор, на раскатистый, Расставлял шатер — полы белыя; Расставлял шатер, стал огонь сечи

Расхлебав кашу, стал почив держать, Богатырский сон на двенадцать ден, На двенадцать ден, на двое суточки.

(Киреевский, 1, 3)36.

На спящего Илью нападает «татарчонок», которому Илья затем сносит голову. Интересно, что мотив сна в композиции цитированной былины оказывается, по существу, центральным. При этом продолжительность сна Ильи оказывается равной двум неделям: «двенадцать дён и двое суточки», т. е. река Сафат—Салфа связывается в былине с недельным циклом, в котором особо отмечены одни «су-точки», что позволяет сравнить ее с Самбатионом. Неважно, какой день выделен, суббота или какой-нибудь другой. Если «Самват» действительно связан с Самба-тионом, то в исходном варианте таким днем, несомненно, были субботы, и мотив сна богатыря может быть связан с тем, что река останавливается по субботам и покоится, а также с тем, что и этимологически Самбатион восходит к еврейскому глаголу ПЭЕ? «покоиться, останавливаться». В других вариантах былины мотив сна также подчеркнут.

В былине об Алеше Поповиче Сафат-река также упоминается в связи со сном героя перед боем с Тугарином, причем река Сафат связана здесь с Киевом: